ПРОГРАММА «Комплексное развитие социальной инфраструктуры сельского поселения Украинка муниципального района Большечерниговский Самарской области на 2018 – 2033 годы»Утверждена постановлением Администрации сельского поселения Украинка муниципального района Большечерниговский Самарской области от 28.12.2017 г. № 66
ПРОГРАММА
«Комплексное развитие социальной инфраструктуры сельского поселения Украинка муниципального района Большечерниговский Самарской области на 2018 – 2033 годы»
Муниципальная программа «Комплексное развитие социальной инфраструктуры сельского поселения Украинка муниципального района Большечерниговский Самарской области на 2018-2033 годы» Паспорт муниципальной программы «Комплексное развитие социальной инфраструктуры сельского поселения Украинка муниципального района Большечерниговский Самарской области на 2018-2033 годы»
1. Введение
Необходимость реализации закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» актуализировала потребность местных властей в разработке эффективной стратегии развития не только на муниципальном уровне, но и на уровне отдельных сельских поселений. Стратегический план развития сельского поселения Украинка муниципального района Большечерниговский Самарской области (далее – поселение) отвечает потребностям и проживающего на его территории населения, и объективно происходящих на его территории процессов. Одним из важнейших направлений в работе органов местного самоуправления является обеспечение деятельности социально-культурной сферы: создание условий для гармоничного духовно-нравственного и эстетического развития населения, создание условий для массовых занятий физической культурой и спортом, организации досуга молодежи, профилактика асоциального поведения, патриотическое воспитание молодежи, проживающей на территории сельского поселения. Программа комплексного развития социальной инфраструктуры сельского поселения Украинка муниципального района Большечерниговский Самарской области (далее – Программа) содержит чёткое представление о стратегических целях, ресурсах, потенциале и об основных направлениях социального развития поселения на среднесрочную перспективу. Кроме того, Программа содержит совокупность увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам реализации мероприятий, направленных на достижение стратегических целей социального развития поселения. Цели развития поселения и программные мероприятия, а также необходимые для их реализации ресурсы, обозначенные в Программе, могут ежегодно корректироваться и дополняться в зависимости от складывающейся ситуации, изменения внутренних и внешних условий. Разработка настоящей Программы обусловлена необходимостью определить приоритетные по социальной значимости стратегические линии устойчивого развития поселения - доступные для потенциала территории, адекватные географическому, демографическому, экономическому, социокультурному потенциалу, перспективные и актуальные для социума поселения. Программа устойчивого развития направлена на осуществление комплекса мер, способствующих стабилизации и развитию экономики, повышению уровня занятости населения, решению остро стоящих социальных проблем, межведомственной, внутри муниципальной, межмуниципальной кооперации. Главной целью Программы является повышение качества жизни населения, его занятости и самозанятости экономических, социальных и культурных возможностей на основе развития сельхозпроизводства, предпринимательства, личных подсобных хозяйств торговой инфраструктуры и сферы услуг. Благоприятные условия для жизни населения - это возможность полноценной занятости, получения высоких и устойчивых доходов, доступность широкого спектра социальных услуг, соблюдение высоких экологических стандартов жизни. В первую очередь, это налаживание эффективного управления, рационального использования финансов и собственности. Для обеспечения условий успешного выполнения мероприятий Программы, необходимо на уровне каждого поселения разрабатывать механизмы, способствующие эффективному протеканию процессов реализации Программы. Важное значение для успешной реализации муниципальной программы имеет прогнозирование возможных рисков, связанных с достижением цели и решением задач муниципальной программы, оценка их масштабов и последствий, а также формирование системы мер по их предотвращению. Финансовые риски связаны с возникновением бюджетного дефицита и, как следствие, недостаточным уровнем бюджетного финансирования развития социальной инфраструктуры, что может повлечь недофинансирование, сокращение или прекращение программных мероприятий. Способами ограничения финансовых рисков выступают ежегодное уточнение объемов финансовых средств, предусмотренных на реализацию мероприятий муниципальной программы, в том числе в зависимости от достигнутых результатов; определение приоритетов для первоочередного финансирования; привлечение внебюджетного финансирования. Риск усиления разрыва между современными требованиями к состоянию материально-технической базы социальной инфраструктуры, ее техническому оснащению и ее фактическим состоянием может повлечь существенное снижение качества и доступности муниципальных услуг в указанной сфере. Возникновение риска обусловлено недостаточностью объемов бюджетных средств на проведение модернизации отраслей социальной инфраструктуры. Для снижения негативных последствий риска в рамках реализации муниципальной программы предусматривается проведение мероприятий, направленных на развитие и укрепление материально-технической базы социальной инфраструктуры. Административные риски связаны с неэффективным управлением муниципальной программой, низкой эффективностью взаимодействия заинтересованных сторон, что может повлечь за собой потерю управляемости отраслей культуры и спорта, нарушение планируемых сроков реализации муниципальной программы, невыполнение ее задач, не достижение плановых значений показателей, снижение эффективности использования ресурсов и качества выполнения мероприятий муниципальной программы. Основными условиями минимизации административных рисков являются формирование эффективной системы управления реализацией муниципальной программы; ежегодный анализ результативности реализации муниципальной программы; повышение эффективности взаимодействия участников реализации муниципальной программы; своевременная корректировка мероприятий муниципальной программы.
Раздел 2. Социально-экономическая ситуация и потенциал развития сельского поселения Украинка муниципального района Большечерниговский Самарской области
2.1. Анализ социального развития сельского поселения Общая площадь сельского поселения Украинка составляет 35145 га. Численность населения по данным на 01.09.2017 года составила 2196 человек.
Наличие земельных ресурсов сельского поселения Украинка муниципального района Большечерниговский Самарской области Таблица 1
Из приведенной таблицы видно, что сельскохозяйственные угодья занимают 97,4 %. Земли сельскохозяйственного назначения являются экономической основой поселения. На территории сельского поселения Украинка функционируют сельскохозяйственные предприятия: ОАО «АгроТехс», ООО «КХ «Деметра», ООО «СКАМПАВЕЯ», ООО «Компания БИО-ТОН». Сельскохозяйственное производство существует и на уровне личных подсобных хозяйств населения. На 01.09.2017 года на территории поселения насчитывалось 303 личных подсобных хозяйства. Жители поселения занимаются производством сельхозпродукции для собственных нужд: выращивают овощи для личного потребления, содержат скот. Число хозяйств, занимающихся ведением ЛПХ постепенно уменьшается.
2.2 Административное деление В состав сельского поселения Украинка входят 5 населенных пунктов:
Таблица 2
2.3 Демографическая ситуация Общая численность населения сельского поселения Украинка на 01.09.2017 года составила 2196 человек. Численность населения в трудоспособном возрасте составляет 1259 человек (57,3 % от общей численности). Данные о возрастной структуре населения на 01. 09. 2017 г. Таблица 3
Демографическая ситуация в поселении в 2017 году по сравнению с предыдущими периодами снижается, число родившихся не превышает число умерших. Из-за превышения числа убывших над числом прибывших на территорию поселения наблюдается невысокая естественная убыль населения. Такая ситуация объясняется следующими факторами: повышением стоимости самообеспечения (питание, лечение, лекарства, одежда), прекращением деятельности ранее крупных предприятий, появилась безработица, снизились доходы населения. На показатели рождаемости влияют следующие моменты: - материальное благополучие; - государственные выплаты за рождение второго ребенка; - наличие собственного жилья; - уверенность в будущем подрастающего поколения.
2.4 Рынок труда в поселении Часть трудоспособного населения вынуждена работать за пределами сельского поселения.
Таблица 4
Из приведенных данных видно, что 69 % граждан трудоспособного возраста трудоустроены. Пенсионеры составляют 20 % населения. В поселении существует проблема занятости трудоспособного населения. В связи с этим, одной из главных задач для органов местного самоуправления в поселении должна стать занятость населения. Развитие экономики поселения тесно связано с возможностями малого бизнеса - малый бизнес является основой всех отраслей экономики, развитие малого предпринимательства способствует решению проблемы занятости, увеличению выпускаемой продукции Торговой деятельностью в поселении занимаются частные предприниматели. Сферу розничной торговли представляют 6 магазинов. Дополнительным источником поступления денежных средств в бюджет поселения, создания новых рабочих мест и условий для развития малого предпринимательства может стать развитие туристической отрасли. Из-за удаленности, отсутствия мест проживания и обслуживающих объектов туристической инфраструктуры, туристическая отрасль в сельском поселении Украинка не развита. В то же время в поселении существует необходимые предпосылки для развития некоторых видов выездного туризма: это экологически чистая, красивая природа степной зоны, наличие реки и водоемов. Имеющиеся на территории поселения биоресурсный потенциал и природно-климатические условия могут позволить создать ряд баз с сопутствующей инфраструктурой для организации отдыха на коммерческой основе.
2.5 Развитие отраслей социальной сферы Прогнозом на 2018 год и на период до 2033 года определены следующие приоритеты социального развития поселения: - повышение уровня жизни населения поселения, в т.ч. на основе развития социальной инфраструктуры; - создание условий для гармоничного развития подрастающего поколения в поселении; - сохранение культурного наследия.
2.6 Культура Предоставление услуг населению в области культуры в сельском поселении Украинка муниципального района Большечерниговский Самарской области осуществляют: - Муниципальное бюджетное учреждение «Межпоселенческий культурно- досуговый центр» Украинский сельский Дом культуры (с. Украинка, ул. Шоссейная, 8); - Муниципальное бюджетное учреждение «Межпоселенческий культурно- досуговый центр» Иргизский сельский клуб (п. Иргизский, ул. Центральная, 22); - Муниципальное бюджетное учреждение «Межпоселенческий культурно- досуговый центр» Утекаевский сельский клуб (д. Утекаево, ул. Степная, 25) В учреждениях культуры поселения созданы взрослые и детские коллективы, работают кружки для взрослых и детей различных направлений: театральные, танцевальные, музыкальные и т.д. Одним из основных направлений работы является работа по организации досуга детей и подростков, это: проведение интеллектуальных игр, дней молодежи, уличных и настольных игр, викторин и т.д. Задача в культурно-досуговых учреждениях - вводить инновационные формы организации досуга населения и увеличить процент охвата населения. Проведение этих мероприятий направлено на: - увеличение обеспеченности населения сельского поселения качеством услуг; - духовное развитие личности, реализация ее творческих способностей; - воспитание подрастающего поколения на основе нравственных и патриотических ценностей, в духе уважения к отечественной культуре и историко-культурному наследию малой родины; - создание условий для сохранения и преумножения культурного потенциала и культурного наследия; - поддержание и развитие народного творчества; - сохранение и развитие библиотечных фондов.
2.7 Физическая культура и спорт Таблица 5
В сельском поселении Украинка ведется спортивная работа в многочисленных секциях. В селе имеются 4 спортивных объекта, в которых проводятся игры и соревнования по волейболу, баскетболу, футболу, военно-спортивные соревнования и т.д. В зимний период универсальная спортивная площадка переоборудуется под каток. В этот период проводятся соревнования по хоккею. Любимым видом спорта среди населения становится катание на коньках. Наличие спортивных площадок по занимаемой площади обеспечивает население в поселении по существующим нормативам.
2.8 Образование На территории поселения находится 2 школы и 2 детских сада. Таблица 6
В общеобразовательных учреждениях трудятся порядка 60 педагогов, большая часть из которых имеет высшее профессиональное образование. Кадровый состав педагогов обновляется за счет привлечения молодых специалистов к работе в сельской местности.
2.9 Здравоохранение На территории поселения находится следующие медучреждения: Таблица 7
Причина высокой заболеваемости населения кроется в т.ч. и в особенностях проживания на селе: - низкий жизненный уровень, - отсутствие средств на приобретение лекарств, - низкая социальная культура, - высокая степень алкоголизации населения поселения.
2.10 Жилищный фонд Состояние жилищно - коммунальной сферы сельского поселения
Данные о существующем жилищном фонде Таблица 8
Жители сельского поселения активно участвуют в различных программах по обеспечению жильем: «Молодой семье доступное жилье», «Развитие сельских территорий». Субсидии поступают из федерального и областного бюджетов и выделяются гражданам на строительство приобретение жилья до 70% от стоимости построенного (приобретенного) жилья. Поселение не может развиваться без учета состояния и перспектив развития инженерных систем жизнеобеспечения, которые включают в себя такие составные части, как теплоснабжение, газоснабжение, электроснабжение и водоснабжение. Непосредственно под развитием систем коммунальной инфраструктуры поселения понимается проведение комплекса мероприятий нормативно-правового, организационного и иного характера, направленных на повышение качества жизни населения поселения, понимание жителями поселения сложности проводимой коммунальной реформы, а также подготовку и проведение соответствующих инвестиционных программ.
Раздел 3. Основные стратегическими направлениями развития сельского поселения Из анализа вытекает, что стратегическими направлениями развития поселения должны стать следующие действия: Экономические: 1. Содействие развитию сельскохозяйственному бизнесу, и вовлечение его как потенциального инвестора для выполнения социальных проектов. 2. Содействие развитию малого бизнеса через помощь в привлечении льготных кредитов на проекты, значимые для развития поселения и организации новых рабочих мест.
Социальные: 1. Развитие социальной инфраструктуры: - участие в отраслевых районных, областных программах, Российских и международных грантах по развитию и укреплению данной отрасли; - содействие предпринимательской инициативы по развитию данных направлений и всяческое ее. 2. Развитие личного подворья граждан, как источника доходов населения. - привлечение льготных кредитов из областного бюджета на развитие личных подсобных хозяйств; - помощь населению в реализации мяса с личных подсобных хозяйств; - поддержка предпринимателей осуществляющих закупку продукции с личных подсобных хозяйств на выгодных для населения условиях. 3. Содействие в привлечении молодых специалистов в поселение (врачей, учителей, работников культуры, муниципальных служащих); - помощь членам их семей в устройстве на работу; - помощь в решении вопросов по приобретению этими специалистами жилья через районные, областные и федеральные программы, направленные на строительство приобретения жилья, помощь в получении кредитов, в том числе ипотечных на жильё. 4. Содействие в обеспечении социальной поддержки слабо защищенным слоям населения: - консультирование, помощь в получении субсидий, пособий различных льготных выплат; - содействие в привлечении бюджетных средств, спонсорской помощи для поддержания одиноких пенсионеров, инвалидов, многодетных семей (заготовка пиломатериалов для ремонта жилья, проведение ремонта жилья, лечение в учреждениях здравоохранения, льготное санаторно - курортное лечение); 5. Привлечение средств из областного и федерального бюджетов на укрепление жилищно-коммунальной сферы: - на восстановление водопроводов; - по ремонту и строительству жилья. 6. Освещение поселения. 7. Привлечение средств из областного и федерального бюджетов на строительство и ремонт внутри поселковых дорог.
Раздел 4. Система основных программных мероприятий по развитию сельского поселения Задача формирования стратегии развития такого сложного образования, каковым является сельское поселение, не может быть конструктивно решена без анализа, выявления и адекватного описания его важнейших характеристик. Для этих целей при разработке Программы был использован эффективный инструмент исследования объектов подобного рода - системный анализ, который позволил воспроизвести основные системные характеристики поселения, показать механизмы его функционирования и развития. Использование инструментов системного анализа обусловлено необходимостью учета сложности и многообразия экономических, социальных, политических и других факторов, влияющих на развитие поселения. С данных позиций поселение представляет собой сложную систему, которая характеризуется совокупностью различных подсистем, сложными и многочисленными взаимосвязями между ними, динамичностью протекающих процессов. Использование системного анализа для разработки Программы позволило выявить и описать основные сферы деятельности в сельском поселении. Таковыми являются: производственная сфера, сфера управления и развития, а также сферы обеспечения условий функционирования и поддержания работоспособности основных элементов, составляющих основу сельского поселения. Мероприятия Программы социального развития поселения включают как планируемые к реализации инвестиционные проекты, так и совокупность различных организационных мероприятий, сгруппированных по указанным выше системным признакам. Перечень основных программных мероприятий на период 2018-2033 г.г., ответственных исполнителей и ожидаемых результатов от их реализации с указанием необходимых объемов и потенциальных источников финансирования, приведены ниже. Раздел 5. Перечень мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству и реконструкции объектов социальной инфраструктуры поселения учитывает планируемые мероприятия по проектированию, строительству и реконструкции объектов социальной инфраструктуры федерального значения, регионального значения, местного значения муниципальных районов, а также мероприятий, реализация которых предусмотрена по иным основаниям за счет внебюджетных источников Программа реализуется в период 2018-2033 годы в 2 этапа. Для достижения цели Программы и выполнения поставленных задач запланированы следующие мероприятия (инвестиционные проекты): - отвод земельного участка для размещения Универсальной спортивной площадки; - проектирование Универсальной спортивной площадки в п. Иргизский; - выполнение строительных работ объекта. Индикаторами, характеризующими успешность реализации Программы, станут показатели степени эффективности использования, а также готовности объекта, ввод которого предусмотрен программными мероприятиями. Раздел 6. Оценка объемов и источников финансирования мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры поселения включает укрупненную оценку необходимых инвестиций с разбивкой по видам объектов социальной инфраструктуры поселения, целями и задачами программы, источниками финансирования, включая средства бюджетов всех уровней и внебюджетных средств Финансирование входящих в Программу мероприятий осуществляется за счет средств бюджета сельского поселения, предусмотрено в Приложении 1. Целевые индикаторы (показатели) развития социальной инфраструктуры сельского поселения Украинка (по годам) представлены в Приложении № 2 Программы На реализацию мероприятий могут привлекаться также другие источники. Мероприятия программы реализуются на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Раздел 7. Оценка эффективности мероприятий Программы
Выполнение включённых в Программу организационных мероприятий и инвестиционных проектов, при условии разработки эффективных механизмов их реализации и поддержки со стороны местной администрации, позволит достичь следующих показателей социального развития сельского поселения в 2018 году по отношению к 2033 году. За счет активизации предпринимательской деятельности, увеличатся ежегодный объемы производства в поселении. Соответственно, увеличатся объёмы налоговых поступлений в местный бюджет. При выполнении программных мероприятий ожидается рост объёмов производства сельскохозяйственной продукции в сельскохозяйственных предприятиях и в личных подсобных хозяйствах граждан. В целях оперативного отслеживания и контроля хода осуществления Программы, а также оценки влияния результатов реализации Программы на уровень социально-экономического развития района в рамках выделенных приоритетов проводится и ежегодный мониторинг по основным целевым показателям социально-экономического развития территории.
Раздел 8. Механизм обновления Программы
Обновление Программы производится: - при выявлении новых, необходимых к реализации мероприятий, - при появлении новых инвестиционных проектов, особо значимых для территории; - при наступлении событий, выявляющих новые приоритеты в развитии поселения, а также вызывающих потерю своей значимости отдельных мероприятий. Программные мероприятия могут также быть скорректированы в зависимости от изменения ситуации на основании обоснованного предложения исполнителя. По перечисленным выше основаниям Программа может быть дополнена новыми мероприятиями с обоснованием объемов и источников финансирования.
Раздел 9. Заключение
Реализация Программы строится на сочетании функций, традиционных для органов управления поселением (оперативное управление функционированием и развитием систем поселения), и новых (нетрадиционных) функций: интеграция субъектов, ведомств, установления между ними партнерских отношений, вовлечение в процесс развития новых субъектов (например, других муниципальных образований, поверх административных границ), целенаправленного использования творческого, культурного, интеллектуального, экономического потенциалов поселения. Социальная стабильность в сельском поселении в настоящее время могут быть обеспечены только с помощью продуманной целенаправленной социально-экономической политики. И такая политика может быть разработана и реализована через программы социально-экономического развития поселения.
Приложение 2
Целевые показатели (индикаторы) обеспеченности населения объектами социальной инфраструктуры
28 декабря 2017 г.
|